Трансформация

Последова­тельное движение

Что способствует внедрению инноваций

Читать далее

Как стейкхолдеры относятся к решению компании о структурном обновлении бизнес-модели? Почему важно быть последовательным в реализации новой стратегии? Как быстро можно достичь значимых результатов?

Потому что это правильно

Первое, что необходимо сделать компании, вступающей на путь изменения бизнес-модели, — признать, что иного пути к достижению стратегической устойчивости не существует. В случае с табачной отраслью это означало признать негативные эффекты курения. «Если вы это признаете, то сможете внедрять инновации», — говорил в интервью Harvard Business Review председатель правления «Филип Моррис Интернэшнл» Андре Каланцопулос.

Второй шаг — к внедрению изменений нужно приложить максимум усилий. Маловероятно, что потребители сразу выберут альтернативу — новый необычный продукт — вместо привычной им сигареты. «Вы выполните свою работу только тогда, когда объясните потребителям, почему важно перейти на новый продукт», — уверен Каланцопулос. И третье — не получится внедрять новый подход частями: вся работа организации должна быть перестроена для внедрения инновации.

Отвечая на вопрос о причинах разработки инновационного решения для совершеннолетних курильщиков: «Почему компания строит будущее без сигарет?», ФМИ дает ясный ответ: «Потому что это правильно».

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире курят более 1,1 млрд человек, и это число не уменьшится минимум до 2025 года. У каждого жителя Земли есть курящие соседи, друзья, родные, которые не отказываются от своей привычки, и им необходимо предложить менее вредные варианты потребления никотина.

Для ФМИ обязательства по формированию бездымного будущего — это не мимолетная прихоть, а результат многолетних тщательных исследований и разработок.

Еще в 1997 году ООН объявила, что необходимо приложить все усилия, чтобы снизить токсичность табачных изделий. Компания приняла этот вызов и уже более 20 лет с помощью научных методов разрабатывает и изучает менее вредные альтернативы сигаретам, которые не создают продуктов горения, ключевого источника вредного воздействия на организм курильщиков, потому что табак в них не горит, а нагревается. О новой стратегии, в основе которой лежит производство бездымных продуктов, компания объявила в 2016 году.

ЧЕГО УЖЕ УДАЛОСЬ ДОБИТЬСЯ

За прошедшие пять лет ФМИ удалось добиться существенного прогресса: компания разработала портфель бездымных продуктов с научно доказанным сокращением воздействия на организм потребителя и убедила около 20 млн совершеннолетних курильщиков по всему миру отказаться от сигарет в пользу системы нагревания табака.

По словам Каланцопулоса, для создания новых продуктов было необходимо преобразовать всю компанию: в ФМИ появились многофункциональные проектные команды, стал использоваться метод agile, были внедрены функции, связанные с цифровизацией, разработкой продуктов, большими данными и т. д.

Компания разработала конкретные ключевые показатели эффективности, которые помогают следить за тем, как протекает трансформация бизнеса. Например, они демонстрируют, как компания распределяет ресурсы: на что тратит время сотрудников, деньги и т. д.

Отдел научных исследований и разработок компании полностью сконцентрирован на бездымных продуктах: за пять лет почти в восемь раз выросло число патентов компании на изобретения в области альтернатив. В четыре раза увеличилось количество проводимых токсикологических испытаний. Удвоилось число клинических испытаний. Усилия приносят результат: если в 2015 году все доходы компания получала от сигарет, то в 2020-м альтернативы составили четверть чистой выручки.

Прогресс действительно заметен:

Планы на будущее

Согласно стратегии ФМИ к 2025 году компания должна получать более 50% выручки от бездымных продуктов. Бездымные продукты компании к тому моменту должны продаваться на 100 рынках по сравнению с 64 рынками в конце 2020 года. 

Для достижения этих планов ФМИ продолжает меняться: недавно компания объявила о переводе своих производств на новую концепцию управления — категорийный менеджмент. А до этого привязала показатели трансформации к стоимости привлекаемого финансирования, что должно помочь убедить инвесторов и общество в серьезности намерений ФМИ по приближению бездымного будущего.